Что такое КИЗ на маркетплейсах и какие товары подлежат маркировке

Автор: Новости

Содержание

КИЗ (контрольный идентификационный знак) — это маркировка, уникальный код, которым помечается товар. Как по отпечаткам пальцев можно установить личность человека, так и с помощью КИЗ можно узнать всю «биографию» предмета: где он был изготовлен, кому передан для продажи и так далее. Это инструмент, который позволяет бороться с подделками.

Внешне КИЗ похож на уже ставший всем привычным QR-код, хоть фактически он и является более совершенной системой шифрования данных. Даже если часть кода сотрется или как-то иначе повредится в процессе транспортировки товара, его все равно можно будет отсканировать и использовать по назначению.

КИЗ создается системой «Честный знак», которая и занимается отслеживанием движением товаров. Он состоит из графического кода DataMatrix, серийного номера, места и даты производства.

По состоянию на июль 2024 года обязательной маркировке подлежат следующие товарные группы:

А скоро этот список еще пополнится, соответствующее решение уже принято. С 1 сентября 2024 «Честный знак» станет обязательным для:

Для последних двух видов товаров из этого списка эксперимент с маркировкой уже завершен, остальные пока можно маркировать добровольно.

Пилотные проекты «Честный знак» по состоянию на июль 2024 года действуют для следующих товарных групп:

Система Wildberries предусмотрительно напоминает своим сейлерам о кодах, когда они необходимы по закону. В карточке товара возле строки ТН ВЭД можно будет увидеть отметку «Нужен КИЗ/УИН» — игнорировать ее ни в коем случае не стоит, товар просто не примут.

Поскольку продажа определенных товаров без КИЗ незаконна, маркетплейс старается максимально обезопасить себя от попадания в подобную неприятную историю. Ответственность за маркировку по всем действующим правилам лежит на сейлере, поэтому Wildberries требует, чтобы на склад или в службу доставки коробки, свертки и пакеты прибывали уже со всеми необходимыми атрибутами. Если сотрудники склада не найдут КИЗ, в приемке товара просто откажут.

Тут есть важный момент, который всегда стоит держать в голове, готовя товар к поставке. У складских работников просто нет времени разбираться с каждой отдельной коробкой, выискивая на ней заветную наклейку. Так что всем будет проще, если продавец тщательно нанесет маркировку, которую потом легко считают на всех этапах движения товара.

Код генерирует система «Честный знак» — создает уникальную комбинацию для каждой единицы товара. При этом важно, кто занимается маркировкой.

В первую очередь это задача производителя — в таком случае со склада предприятия коробки уже выходят с КИЗ. Это самый простой для сейлера вариант: если производство находится на территории России, оно должно соблюдать закон. Продавцу же остается только вовремя формировать и отправлять маркетплейсу универсальный передаточный документ (УПД).

Если вы ввозите товар в страну, заняться маркировкой нужно именно импортеру. Важно, чтобы при оформлении на таможне коробки уже были снабжены КИЗ — в противном случае ввезти их не удастся. В каждой конкретной ситуации импортеры адаптируются: договариваются с производителем или пользуются услугами логистических фирм, которые не только предоставляют складские площади, но и могут, за отдельную плату, конечно, промаркировать товары.

Если тот или иной товар значится в правительственном списке подлежащих маркировке вещей, без КИЗ продать его не получится: маркетплейс не примет коробку или пакет без кода.

Если же сейлер захочет обойти систему, его ждет административная, а то и уголовная ответственность со штрафами и даже реальными сроками лишения свободы. Система маркировки действует в России не первый год, так что юридическая система вокруг этой процедуры выстроена уже довольно подробная.

Вне закона как сама продажа товаров без маркировки, так и ее подделка. Во втором случае речь идет уже об уголовной ответственности и крупных штрафах до 300 тыс. руб. Впрочем, будет у суда возможность и наказать нарушителя несколькими годами тюрьмы.

Наказуемы штрафами и такие небольшие, как может кому-то показаться, нарушения, как пропуск сроков регистрации в системе «Честный знак» и невведение в оборот уже заказанных кодов. Во втором случае физлицам придется заплатить 30–50 тыс. руб. штрафа.